Цель работы - изучение принципов структурного построения и анализа механизмов.
Механизмом называется искусственно созданная
система, предназначенная для преобразования движения одного или нескольких тел
в требуемые движения других тел (звеньев). Определенность движения звеньев в
механизме обеспечивается тем, что они, соединяясь между собой кинематическими
парами, образуют кинематические цепи.
Звеном называется деталь или несколько
неподвижно соединенных друг с другом деталей, которые движутся как одно целое.
Ниже показаны условные изображения различных звеньев механизма и их названия.
Кинематической
парой называют
соединение двух соприкасающихся звеньев, допускающее их относительное движение.
При этом число возможных независимых движений H одного
звена относительно другого называют числом подвижностей кинематической
пары, а ограничения, наложенные на относительное движение звеньев в кинематической
паре – условиями связи. Условные изображения наиболее распространенных
кинематических пар даны в таблице 2.1.
Кинематические
пары классифицируются по следующим признакам:
1. По числу
степеней свободы H звена кинематической пары в
относительном движении выделяют одноподвижные (по старой классификации - кинематические пары
пятого класса), двухподвижные, трехподвижные, четырехподвижные и пятиподвижиые. Подвижность кинематической пары
определяется зависимостью ,
где 6 – максимальное число возможных движений твердого тела в
пространстве: трех поступательных по осям и трех вращательных вокруг осей
координат XYZ; S – число условий связи, наложенных кинематической парой
на относительное движение каждого звена.
2. По
характеру соприкосновения звеньев кинематические пары различаются на низшие
и высшие.
Таблица 2. 1
№ п/п |
Условное изображение кинематических пар |
Возможные виды относительного движения |
Название кинематической пары |
1 |
|
В |
Вращательная пара с одним неподвижным звеном |
2 |
|
В |
Вращательная пара с двумя подвижными звеньями |
3 |
|
П |
Поступательная пара с одним неподвижным звеном |
4 |
|
П |
Поступательная пара с двумя подвижными звеньями |
5 |
|
В |
Звено в различных вариантах, входящее одновременно в состав двух или трех одноподвижных вращательных пар |
6 |
|
ВВВ |
Трехподвижная пара – сферический шарнир |
7 |
|
ВВ |
Двухподвижная пара – сферический шарнир с пальцем |
Пояснения:
В – вращательное относительное движение;
П – поступательное относительное движение.
По характеру
относительного движения звеньев одноподвижные кинематические пары
подразделяются на вращательные – В, поступательные – П и винтовые.
Низшими
парами называются
такие пары, в которых соприкосновение элементов происходит по поверхности.
Например, одноподвижные поступательная и вращательная пары, а также
двухподвижная цилиндрическая и трехподвижная сферическая.
Высшими
называются такие кинематические пары, у которых соприкосновение элементов пары
происходит по линии или в точке. Например, кулачок и ролик толкателя
кулачкового механизма (рис. 2.1,а) и зубья зубчатых колес (рис. 2.1,б).
В Приложении 2 представлены примеры различных кинематических пар. Возможные независимые движения показаны стрелками и буквенными сочетаниями.
Рис. 2.1. Высшие
плоские двухподвижные кинематические пары
Кинематической
цепью называют
систему звеньев, соединенных между собой кинематическими парами. Кинематические
цепи бывают замкнутыми (рис. 2.2) и открытыми (рис. 2.3), простыми
и сложными, а по виду траекторий движения точек звеньев разделяются на плоские
и пространственные. Наибольшее распространение на практике имеют плоские
кинематические цепи.
Плоской называется кинематическая цепь, если точки ее звеньев описывают траектории, лежащие в параллельных плоскостях, то есть их траекториями являются плоские кривые. Естественно если точки звеньев описывают пространственные кривые, то такие кинематические цепи (как и кинематические пары) называются пространственными.
|
|
Рис. 2.2 Простая
плоская кинематическая цепь |
Рис. 2.3. Простая пространственная кинематическая цепь манипулятора |
Сложной называется кинематическая цепь, в
которой имеется хотя бы одно звено, входящее более чем в две кинематические
пары. Пример такой цепи дан на рис.
2.4,д и рис. 2.9.
Степенью подвижности кинематической цепи W называют число степеней свободы кинематической цепи относительно стойки – звена, принятого за неподвижное. Для плоских механизмов применяется формула Чебышева
, |
(2.1) |
где
n - число подвижных звеньев кинематической цепи;
p1 – число одноподвижных кинематических пар;
р2 – число двухподвижных кинематических пар.
В пространственных кинематических цепях степень подвижности определяется по формуле Малышева
, |
(2.2) |
где
р3 – число
трехподвижных кинематических пар;
р4 –
число четырехподвижных кинематических пар;
р5 – число пятиподвижных кинематических пар.
Плоские кинематические цепи с нулевой степенью подвижности называются группами Ассура. Это такие группы звеньев, которые при соединении свободными кинематическими парами со стойкой превращаются в ферму. Группы Ассура имеют только одноподвижные кинематические пары, р2=0. Тогда степень подвижности выразится
,
откуда р1 = 3/2 n.
Возможное
число звеньев и кинематических пар в группах Ассура приведено в таблице 2.2.
Таблица 2.2
Число звеньев n |
2 |
4 |
6 |
8 |
и т.д. |
Число кинематических пар |
3 |
6 |
9 |
12 |
и т.д. |
Класс старшего контура |
II |
III, IV |
IV, V |
V, VI |
и т.д. |
Группы
Ассура делятся по классификации И.И. Артоболевского на
классы, порядки и виды. Класс группы задается наивысшим замкнутым контуром,
входящим в ее состав. Класс же контура определяется числом внутренних
кинематических пар, образующих этот замкнутый контур. Можно сказать, что:в
группу Ассура II-го класса входит прямолинейный контур (таблица 2.3); в группу
Ассура III-го класса – трехсторонний контур ABC (рис. 2.4,б); в группу
Ассура IV-го класса – четырехсторонний подвижный
контур BCDE.
Таблица 2.3
Классы контуров |
||||
II |
III |
III |
IV |
V |
|
|
|
|
|
Модификации
групп Ассура II, III, IV классов представлены на рис. 2.4.
а) |
б) |
в) |
|
г) |
д) |
||
Рис. 2.4. Группы Ассура
а) - II-го
класса; б) в) г) - III-го
класса; д) - IV-го
класса
Группы Ассура II класса содержат два звена и три кинематических пары. Разновидности групп Ассура II класса изображены на рис. 2.5:
· вид 1 – все кинематические пары вращательные;
· вид 2 – одна крайняя кинематическая пара – поступательная, а все остальные – вращательные;
· вид 3 – звенья соединены между собой поступательной кинематической парой, а крайние пары являются вращательными;
· вид 4 – звенья соединены вращательной парой, а обе крайние кинематические пары – поступательные;
· вид 5 – одна крайняя кинематическая пара – вращательная; все остальные – поступательные.
Вид 1
|
Вид 2
|
Вид 3
|
|
Вид 5
|
|||
Вид 4
|
Рис. 2.5. Группы
Ассура II-го класса различных видов
Порядок группы
Ассура определяется количеством кинематических пар, которыми она присоединяется
к другим звеньям, т.е. числом ее внешних (свободных) пар.
В группе Ассура на рис. 2.4,б звено 2, называемое базисным, входит в три внутренние кинематические пары со звеньями 1,3 и 4. Звенья 1,3,4 называются поводками и своими внешними кинематическими парами присоединяются к другим звеньям механизма. Эта группа называется трехповодковой, или группой Ассура III класса III порядка.
При
определении степени подвижности механизма необходимо учитывать наличие лишних
степеней свободы и пассивных связей, которые не влияют на характер движения
механизма в целом.
Звенья, вносящие пассивные связи, уменьшают степень подвижности механизма, поэтому при определении степени подвижности эти звенья не учитываются.
Рис. 2.6
На рис. 2.6 изображен четырехзвенный механизм, у которого звено 3 вносит пассивные связи. Степень подвижности механизма с учетом пассивных связей составляет
,
при
.
Очевидно, что звено 3 введено конструктивно для увеличения жесткости звеньев 1 и 4. Поэтому без учета пассивной связи имеем:
,
при
.
Следовательно, данный механизм имеет степень подвижности W=1. В кулачковом механизме с роликовым толкателем (рис. 2.1,а) степень подвижности получается
,
при
Здесь наблюдается лишняя степень свободы, представляющая собой дополнительную подвижность ролика относительно толкателя. Она не сказывается на степени подвижности кулачкового механизма и W=1.
При изучении
механизмов их представляют на чертеже в виде структурной или кинематической
схем.
Структурной
схемой механизма называется графическое изображение механизма с применением
условных обозначений звеньев и кинематических пар. Кинематическая схема
изображается в масштабе с указанием размеров, необходимых для кинематического
расчета механизма. Звенья нумеруются арабскими цифрами в порядке их
присоединения к входному звену. Кинематические пары обозначаются заглавными
латинскими буквами в последовательности присоединения звеньев.
Входным звеном механизма называется такое звено, закон движения которого задан. Во всяком плоском механизме имеется одно или несколько входных звеньев в виде кривошипа или ползуна (рис. 2.7,а,б). Количество входных звеньев определяется степенью подвижности механизма.
|
а) |
|
б) |
Рис. 2.7
Группа
звеньев, состоящая из входного звена и стойки, называется начальным
механизмом или механизмом I-го класса. Начальный механизм обладает одной
степенью подвижности, и дальнейшее наслоение кинематических цепей не должно
изменять степени подвижности всего механизма.
Основной
принцип образования механизмов, предложенный Л.В. Ассуром, заключается в
следующем: любой механизм может быть образован путем последовательного
присоединения кинематических цепей с нулевой степенью подвижности сначала к
входному звену и стойке, а затем и к любым другим звеньям. И, наоборот, плоский
механизм всегда можно разделить на механизм I-го класса и
группы Ассура.
Рассмотреть строение механизма – значит установить, из каких структурных групп состоит данный механизм, и в какой последовательности они присоединены друг к другу. Для выявления класса механизма необходимо расчленить его на группы Ассура, начиная отсоединение с наиболее удаленных от входного звена. При этом степень подвижности оставшейся части механизма не должна изменяться. Класс всего механизма определяется по наивысшему классу группы Ассура, входящей в механизм.
Рис. 2.8
Строение механизма можно записать в виде структурной формулы, которая указывает состав и последовательность присоединения групп Ассура. Например, для механизма на рис. 2.8, образованного путем присоединения к начальному механизму I-го класса группы Ассура II-го класса, II-го порядка, 2-го вида, структурная формула имеет вид:
,
где в
числителе перечислены звенья, а в знаменателе указаны кинематические пары,
входящие в группы звеньев:
I – начальный механизм первого класса;
II – группа Ассура второго класса.
Здесь ВА(1,4),
ВВ(2,1), ВС(3,2) – индекс вращательных кинематических пар в
точках, обозначенных на схеме, с указанием соединяемых звеньев;
ПС(3,4) – индекс поступательной кинематической
пары, позволяющей поступательное относительное движение звеньев.
Данный механизм II класса, так как самый высокий класс группы Ассура – второй.
Рис. 2.9
Класс и порядок механизма в некоторых случаях может меняться в зависимости от того, какое звено принято в качестве входного. Если для шестизвенного механизма (рис. 2.9) принять за входное звено 5 (возможно, и 4), то весь механизм будет II класса, так как структурная формула имеет вид
,
а если принять за входное звено I, то невозможно выделить группу звеньев II класса, и механизм разбивается на начальный механизм I класса и группу Ассура III класса. Структурная формула выглядит так
Рассмотренное строение плоских механизмов может быть распространено на механизмы, в составе которых имеются и высшие кинематические пары. Для этого каждая пара заменяется кинематической цепью, в состав которой входят только одноподвижные кинематические пары (шарниры и ползуны).
Чтобы заменяющий механизм был кинематически эквивалентным заменяемому, необходимо при замене придерживаться определенных правил, которые заключаются в следующем: если высшая пара представляет касание профилей 1 и 2 (рис. 2.10), то в точке контакта В надо провести нормаль n-n к профилям. На этой линии найти центры кривизны профилей и установить в них шарниры D и Е, соединив их жестким фиктивным звеном 3. Соединяя шарниры D и Е с центрами А и С, получим заменяющий механизм – шарнирный четырехзвенник ADEC.
Рис. 2.10
В случае, если один из профилей высшей пары будет прямой линией, центр кривизны его будет удален в бесконечность и фиктивное звено будет входить в одну вращательную и одну поступательную пару. Такая замена показана на рис. 2.11.
|
|
а) заменяемый механизм |
б) заменяющий механизм |
Рис. 2.11 |
Заменяющие механизмы строятся для структурного и кинематического исследования.
Студент
должен рассмотреть два механизма, при этом следует определить число звеньев и
кинематических пар, изобразить структурную схему механизма и составить
структурную формулу.
Оборудование:
для студентов всех специальностей - механизм с низшими кинематическими парами,
а для механиков, дополнительно, механизм с высшей кинематической парой.
Инструменты:
линейка, треугольник, циркуль и транспортир.
1.
Ознакомиться с принципом действия механизма и установить его назначение
(Например: преобразовать вращательное движение в поступательное).
2.
Определить: какие из звеньев являются кривошипом, шатуном, ползуном, кулисой,
коромыслом. Наименование звеньев записать в таблицу основных результатов.
3. Вычертить
одно из положений механизма в виде структурной схемы, при котором достаточно
наглядно видны все звенья (не будет наложения одного звена на другое). Указать стрелкой
направление вращения входного звена – кривошипа.
4. Пронумеровать
звенья арабскими цифрами в порядке их присоединения к кривошипу (1,2,3 и
т.д.).
5. Обозначить
кинематические пары заглавными латинскими буквами в последовательности
присоединения звеньев.
6. Определить:
· число подвижных звеньев (n);
· тип кинематических пар (В - вращательная, П- поступательная);
· количество одноподвижных (р1) и двухподвижных (р2) кинематических пар;
· степень подвижности W механизма;
·
наличие пассивных связей и лишних степеней свободы; результаты занести в
таблицу.
7. Расчленить
механизм на структурные группы Ассура и начальный механизм.
8. Вычертить
структурные группы Ассура и начальный механизм с правильным обозначением
кинематических пар и звеньев механизма, начиная с наиболее удаленной группы.
9. Определить
для каждой группы Ассура: класс, вид, степень подвижности и составить
структурную формулу механизма.
10.
Определить степень подвижности начального механизма и составить структурную
формулу.
11. Составить
структурную формулу для механизма в целом.
12.
Определить класс всего механизма.
13. Показать
на схеме расстояния в мм между неподвижными элементами кинематических пар
(базовыми точками на стойке), приняв за начало системы координат центр вращения
кривошипа. Определить все размеры между центрами шарниров и результаты записать
в таблицу.
14. Подписать и защитить отчет по лабораторной работе.
|
|
|
Стойка – это неподвижное звено. В зависимости от характера движения относительно стойки звенья называют:
· кривошипом (АО) – звено 1, которое образует вращательную пару со стойкой и совершает полный оборот вокруг неподвижной оси.
· шатуном (AB,CD) – звено 2, соединенное вращательными парами с подвижными звеньями, но не связанное со стойкой 6;
· ползуном (B, D, E) – звено 3, шарнирно соединенное со звеном 2 и поступательно перемещающееся по неподвижным направляющим;
· коромыслом (ВС) – звено 4, которое совершает неполный оборот вокруг оси, связанной со стойкой;
· кулисой (ВС) – звено 5, вращающееся вокруг стойки 6, которое является направляющей для кулисного камня;
· кулисным камнем (A) – звено 3`, образующее поступательную пару с кулисой.
Тип пар |
Название |
Возможные движения и условные обозначения |
Примеры кинематических пар |
Плоские |
Одноподвижная, низшая |
|
|
Двухподвижная высшая |
ВП |
|
|
Пространственные |
Винтовая – одноподвижная, низшая |
|
|
Двухподвижная, низшая – цилиндрическая |
|
|
|
Трехподвижная, низшая – сферическая |
|
|
|
Четырехподвижная, высшая – шар-цилиндр |
|
|
|
Пятиподвижная, высшая – шар-плоскость |
|
|
МЕХАНИЗМ –
система тел, созданная для преобразования движения одного или нескольких твердых
тел в требуемые движения других тел.
МАШИНА –
устройство, выполняющее механические движения для преобразования энергии,
материалов и информации с целью замены или облегчения физического и умственного
труда.
ЗВЕНО – одна
или несколько неподвижно соединенных друг с другом деталей, входящих в механизм
и движущихся, как одно целое.
КИНЕМАТИЧЕСКАЯ
ПАРА – соединение двух звеньев, допускающее их относительное движение. В
плоских механизмах встречаются одноподвижные кинематические пары с касанием
звеньев по поверхности (низшие – вращательные и поступательные), а также
двухподвижные с касанием звеньев в точке (высшие – в зубчатых зацеплениях и
кулачковых механизмах).
ЭЛЕМЕНТ
КИНЕМАТИЧЕСКОЙ ПАРЫ –совокупность поверхностей, линий и точек звена, по которым
оно может соприкасаться с другим звеном, образуя кинематическую пару.
СТЕПЕНЬ
ПОДВИЖНОСТИ КИНЕМАТИЧЕСКОЙ ПАРЫ – целое число, показывающее сколько независимых
движений позволяет делать данная пара одному звену относительно другого. По
степени подвижности пары делят на: одноподвижные, двухподвижные, трехподвижные,
четырехподвижные и пятиподвижные.
ОДНОПОДВИЖНАЯ
ПАРА – кинематическая пара с одной степенью свободы в относительном движении ее
звеньев. Одноподвижными являются поступательная, вращательная и винтовая пары.
ДВУХПОДВИЖНАЯ
ПАРА – кинематическая пара с двумя степенями свободы в относительном движении
ее звеньев. Двухподвижными парами в плоских механизмах считают все высшие пары
(зуб+зуб и кулачек+толкатель)
ВРАЩАТЕЛЬНАЯ
ПАРА – одноподвижная пара, допускающая вращательное движение одного звена
относительно другого [см. кинематическая пара].
ПОСТУПАТЕЛЬНАЯ
ПАРА – одноподвижная пара, допускающая прямолинейно-поступательное движение
одного звена относительно другого.
ПЛОСКИЙ
МЕХАНИЗМ – механизм, точки звеньев которого описывают траектории, лежащие в
параллельных плоскостях.
ПРОСТРАНСТВЕННЫЙ
МЕХАНИЗМ – механизм, точки звеньев которого описывают пространственные
траектории или траектории, лежащие в пересекающихся плоскостях.
ШАРНИРНЫЙ
МЕХАНИЗМ – механизм, звенья которого образуют только вращательные пары.
Примерами шарнирных механизмов являются кривошипно-коромысловый механизм,
двухкоромысловый механизм и др.
ШАРНИРНЫЙ
ЧЕТЫРЕХЗВЕННЫЙ МЕХАНИЗМ (шарнирный четырехзвенник) – шарнирный механизм,
содержащий три подвижных звена и стойку.
РЫЧАЖНЫЙ
МЕХАНИЗМ – механизм, звенья которого образуют только вращательные,
поступательные, цилиндрические и сферические пары. Примерами рычажного
механизма являются кривошипно-ползунный механизм, кулисный механизм и др.
КРИВОШИПНО-КОРОМЫСЛОВЫЙ
МЕХАНИЗМ – шарнирный четырехзвенный механизм, в состав которого входят кривошип
и коромысло.
КРИВОШИПНО-ПОЛЗУННЫЙ
МЕХАНИЗМ – рычажный четырехзвенный механизм, в состав которого входят кривошип
и ползун. Кривошипно-ползунный механизм служит для преобразования вращательного
движения кривошипа в возвратно-поступательное движение ползуна или, наоборот,
возвратно-поступательного движения ползуна во вращательное движение кривошипа.
КРИВОШИПНО-КУЛИСНЫЙ
МЕХАНИЗМ – рычажный четырехзвенный механизм, в состав которого входят кривошип
и кулиса. Кривошипно-кулисный механизм служит для передачи и преобразования
вращательного движения кривошипа во вращательное или качательное движение
кулисы и, наоборот, движение кулисы во вращение кривошипа.
СТОЙКА
(редко: корпус, рама, станина, основание) – звено, принимаемое за
неподвижное.
КРИВОШИП
(иногда: коленчатый вал, коленвал, эксцентрик, водило) – вращающееся звено,
которое может совершать полный оборот вокруг неподвижной оси.
КОРОМЫСЛО
(редко рычаг) – вращающееся звено, которое может совершать только
неполный оборот вокруг неподвижной оси.
ПОЛЗУН (поршень
– в двигателях и компрессорах, толкатель – в кулачковых механизмах, суппорт
– в станках, кулисный камень) – звено, образующее поступательную пару с
другим звеном (чаще всего со стойкой).
КУЛИСА –
звено, вращающееся вокруг неподвижной оси и образующее с другим подвижным
звеном поступательную пару.
ШАТУН –
звено, образующее кинематические пары только с подвижными звеньями.
ШАТУННАЯ КРИВАЯ
– траектория, описываемая какой-либо точкой шатуна.
ДВУХКРИВОШИПНЫЙ
МЕХАНИЗМ – шарнирный четырехзвенный механизм, в который входят два кривошипа.
Двухкривошипный механизм служит для передачи и преобразования вращательного
движения. За один оборот одного кривошипа другой кривошип совершает также один
оборот. Равномерному вращению одного кривошипа соответствует обычно
неравномерное вращение другого кривошипа.
ДВУХКОРОМЫСЛОВЫЙ
МЕХАНИЗМ – шарнирный четырехзвенный механизм, в состав которого входят два коромысла.
Двухкоромысловый механизм служит для преобразования качательного движения
одного коромысла в качательное движение другого коромысла.
ВХОДНОЕ ЗВЕНО
– звено, которому сообщается движение, преобразуемое механизмом в требуемые
движения других звеньев. Входное звено соединено с двигателем либо с выходным
звеном другого механизма.
ВЫХОДНОЕ
ЗВЕНО – звено, совершающее движение, для выполнения которого предназначен
механизм. Выходное звено соединено с исполнительным устройством (рабочим
органом, указателем прибора), либо со входным звеном другого механизма.
ВЕДУЩЕЕ ЗВЕНО – звено, для которого сумма элементарных работ внешних сил, приложенных к нему, положительна. Для вращающихся ведущих звеньев (схема а) момент Т и угловая скорость ω, а для поступательно движущегося ведущего звена проекция силы F на направление движения и линейная скорость V (схема б) направлены в одну сторону.
а) |
б) |
Обычно
ведущее звено совпадает с входным звеном, но в процессе движения одно и то же
входное звено может быть ведущим или ведомым. Например, поршень в двигателе
внутреннего сгорания при сгорании смеси – ведущее звено, но при всасывании и
сжатии смеси, а также при выпуске отработанных газов – ведомое звено.
ВЕДОМОЕ ЗВЕНО – звено, для которого сумма элементарных работ внешних сил, приложенных к нему, отрицательна. Для вращающегося ведомого звена (схема а) момент силы Т и угловая скорость ω, а для поступательно движущегося звена (схема б) проекция силы F на направление движения ведомого звена и линейная скорость V направлены в противоположные стороны.
а) |
б) |
Обычно
ведомое звено совпадает с выходным звеном, но в процессе движения одно и то же
выходное звено может быть ведомым или ведущим, например, колесо электровоза при
разгоне – ведомое звено, а при замедлении на ровном участке – ведущее звено
(двигатель, соединенный с колесом через редуктор превращается в генератор и
отдает энергию в сеть).
СТЕПЕНЬ
ПОДВИЖНОСТИ МЕХАНИЗМА – целое число (W), показывающее сколько независимых
движений нужно подвести к механизму, чтобы на выходе получить одно или
наоборот. Большинство механизмов имеет степень подвижности W = 1; у дифференциальных
механизмов W = 2; у роботов и манипуляторов W = 4–8 (чаще всего у них W = 4),
также как и у основного механизма экскаватора.
СИНТЕЗ
МЕХАНИЗМОВ – проектирование схемы механизма по заданным его свойствам. Синтез
включает в себя выбор структурной схемы и определение постоянных параметров
выбранной схемы механизма по заданным его свойствам. Различают: структурный
синтез механизмов – выбор его схемы; метрический синтез – нахождение размеров
звеньев и динамический синтез – распределение масс звеньев.
СИНТЕЗ МЕХАНИЗМОВ ПО ЧЕБЫШЕВУ – синтез механизмов по методу наилучшего равномерного приближения функций.
Для работы в
этой лабораторной работе применяются следующие клавиши:
W, S, A, D –
для перемещения в пространстве;
F2, E –
аналоги средней клавиши манипулятора (при первом нажатии берется объект, при
последующем – ставится);
Ctrl –
присесть;
Z –
визуальное приближение;
F10 – выход из программы.
Рис. 3.1. Активные клавиши клавиатуры
Рис. 3.3. Функции
манипулятора
Левая клавиша
манипулятора (ЛКМ) – управление объектами (в режиме манипуляции).
Средняя
клавиша манипулятора (СКМ) – взять (применить) объект (в режиме манипуляции).
Также данная клавиша позволяет проводить ускоренную работу с некоторыми
объектами (например, ускоренное закручивание (откручивание) рукоятки тормозного
устройства).
Правая
клавиша манипулятора (ПКМ) – переход в режим манипуляции (управление
объектами), возврат в режим навигации (перемещения по сцене).
Примечание: При появившемся курсоре невозможно перевести взгляд вверх и стороны.
В виртуальной лаборатории представлены активные образцы рычажных механизмов
Рис. 3.3. Рычажные механизмы
Лабораторная
работа №4
Студент: Сидоров
А.В.
Структурный
анализ механизма. Группа: ПДМ-03-2
Цель:
I. Изучение принципов строения и структурного
анализа механизмов.
Оборудование:
I. Модель механизма с низшими кинематическими
парами.
II. Модель механизма с высшей кинематической
парой.
Инструменты: линейка, треугольник, циркуль,
транспортир.
I. АНАЛИЗ РЫЧАЖНОГО
ШЕСТИЗВЕННИКА
1) Структурная схема.
Назначение
механизма: преобразовать вращательное движение кривошипа в поступательное
движение ползуна с усложненным законом движения.
2) Звенья механизма.
Номер звена |
Наименование |
Подвижность звеньев |
Число подвижных звеньев |
1 |
кривошип |
подвижное |
n=5 |
2 |
шатун |
– « » – |
|
3 |
коромысло |
– « » – |
|
4 |
шатун |
– « » – |
|
5 |
ползун |
подвижное |
|
6 |
стойка |
неподвижное |
3) Кинематические пары
Обозначение |
Соединяемые элемент |
Тип пары |
Индекс пары |
Число пар |
|||
вид движения |
характер соединения |
подвижность |
одноподвижн. |
двухподвижн. |
|||
O A B C D E E |
1,6 2,1 3,2 3,6 4,2 5,4 5,6 |
вращат. – « » – – « » – – « » – – « » – вращат. поступ. |
низшая – « » – – « » – – « » – – « » – – « » – Низшая |
одноподвижн. – « » – – « » – – « » – – « » – – « » – Одноподвижн |
В(1,6) В(2,1) В(3,2) В(3,6) В(4,2) В(5,4) П(5,6) |
p1=7 |
p2=0 |
4)
Определение степени подвижности механизма
Лишних
степеней свободы и пассивных связей нет.
5) Строение групп Ассура.
а)
|
Последняя группа Ассура II класса, II порядка, 2-го вида
Структурная формула:
|
б)
|
Предпоследняя группа Ассура II класса, II порядка, 1-го вида
Структурная формула:
|
в)
|
Начальный механизм I класса
Структурная формула:
|
6) Структурная формула всего механизма:
Данный
механизм II класса, так как самый высокий класс
группы Ассура – второй.
Работу
выполнил________________00.00.00 г.
Отчет принял__________________
II. МЕХАНИЗМ С ВЫСШЕЙ КИНЕМАТИЧЕСКОЙ ПАРОЙ
1) На схеме приведен механизм приемника давления электрического дистанционного манометра.
2) Звенья механизма.
Номер звена |
Наименование |
Подвижность звеньев |
Число подвижных звеньев |
1 |
ползун |
подвижное |
n=4 |
2 |
коромысло |
– « » – |
|
3 |
шатун |
– « » – |
|
4 |
шток |
подвижное |
|
5 |
стойка |
неподвижное |
3) Кинематические пары
Обозначение |
Соединяемые элементы |
Тип пары |
Индекс пары |
Число пар |
|||
вид движения |
характер соединия |
подвижность |
одноподвижн. |
двухподвижн. |
|||
A B C D E F |
1,5 1,2 5,2 2,3 3,4 4,5 |
поступ. вращат. вращат. вращат. вращат. поступ. |
низшая высшая низшая низшая низшая низшая |
одноподвижн. двухподвижн. одноподвижн. одноподвижн. одноподвижн. одноподвижн. одноподвижн. |
П(1,5) В(1,2) В(5,2) В(2,3) В(3,4) П(4,5) |
p1=5 |
p2=1 |
4) Степень
подвижности механизма.
5) Строим заменяющий механизм.
Здесь двухподвижная кинематическая пара в точке В заменена двумя одноподвижными в точках В и О путем введения жесткого фиктивного звена 6. Для заменяющего механизма имеем n =5, p1 =7, р2=0, и получаем:
6) Группы Ассура.
а)
|
Последняя группа Ассура II класса, II порядка, 2 вида и Структурная формула:
|
б)
|
Предпоследняя группа Ассура II класса, II порядка, 2 вида и Структурная формула:
|
в)
|
Начальный механизм I-го класса Структурная формула:
|
7)
Структурная формула всего механизма:
Данный механизм II-го класса, т.к. наивысший класс групп Ассура, входящих в состав механизма – второй.
1. Что такое
механизм, звено, кинематическая пара, кинематическая цепь, кинематическая
схема, структурная схема?
2. Как подразделяются
кинематические пары?
3. Что такое
низшая и высшая кинематические пары?
4. Что такое
степень подвижности механизма и как ее определить?
5. Как влияют
пассивные связи на степень подвижности механизма?
6. Какие
звенья образуют механизм I-го класса?
7. Как может
быть образован механизм?
8. Что такое
группа Ассура?
9. Как
определить класс группы Ассура, ее порядок и вид?
10. Какие
группы Ассура находят наибольшее распространение?
11. Как
определить класс всего механизма?
12. В какой
последовательности механизм разбивается на группы Ассура?
13. Как составляется структурная формула механизма?
1.
Артоболевский И.И. Теория механизмов и машин / И.И. Артоболевский. - Москва :
Наука, 1988. - 583 с.
2.
Артоболевский И.И., Эдельштейн Б.В. Сборник задач по теории механизмов и машин
/ И.И. Артоболевский, Б.В. Эдельштейн. - Москва : Наука, 1975.
3. Иосилевич
Г.Б. Прикладная механика : учебник для ВУЗов / [Г.Б. Иосилевич и др.]. - Москва
: Высшая школа, 1989. - 398 с.
4. Кореняко
А.С. Курсовое проектирование по теории механизмов и машин / А.С. Кореняко А.С.
- Киев : «Вища школа», 1976.
5. Левицкая
О.М., Левицкий М.И. Курс теории механизмов и машин / О.М. Левицкая, М.И.
Левицкий. - Москва : Высшая школа, 1978.
6. Марченко
С.И. Теория механизмов и машин / С.И. Марченко, Е.П. Марченко, Н.В. Логинова. -
Ростов-на-Дону : Феникс, 2003. - 312 с.
7. Фролов
К.В. Теория механизмов и машин / [Фролов К.В. и др.]. - Москва : Высшая школа,
2001. - 496 с.
8. Фролов К.В. Теория механизмов и механика машин : учебник для ВТУЗов / [Фролов К.В. и др.]. - Москва : Высшая школа, 2003.
Лабораторная
работа " Структурный анализ рычажных механизмов "
Методическое
обеспечение: доцент, к.т.н. Забанов М.П.; профессор, д.т.н. Бабичев Д.Т.;
Панков Д.Н.
Редактор:
Яковлев О.В.
3D-графика:
Елесин А.С.
Script-программирование: Баканов А.А.