Цель работы – исследование последовательного включения ,
,
элементов в цепи переменного тока при
изменении ёмкости
.
Задачи:
· изучить условия возникновения и признаки резонанса напряжения;
· научиться строить векторные диаграммы напряжений и токов, треугольники сопротивлений и мощностей.
Если цепь, содержащую последовательно соединённые элементы R, L, C (рис.2.1), подключить к источнику синусоидального напряжения:
,
то в цепи установится ток
Рис.2.1. Последовательное соединение R, L, C
Закон Ома для цепи рис.2.1:
где – полное сопротивление;
,
– соответственно индуктивное и емкостное
сопротивления,
Разность называют реактивным сопротивлением.
В цепях переменного тока различают активную, реактивную (индуктивную и ёмкостную) и полную мощность цепи. Активная мощность аналитически определяется:
[Вт].
В опыте активную мощность измеряют ваттметром.
Реактивная мощность:
[вар],
[вар],
[вар]
Полная мощность:
[ВА]
Если при последовательном соединении ,
,
реактивные сопротивления равны
, то в цепи наступит
резонанс напряжений. Признаком его является максимальный ток:
Коэффициент мощности в этом случае равен единице, ток и напряжение совпадают по фазе, реактивная мощность равна нулю, полная мощность равна активной.
Для работы в этой лабораторной работе применяются следующие клавиши:
W, S, A, D – для перемещения в пространстве;
F2, E – аналоги средней клавиши манипулятора (при первом нажатии берется объект, при последующем – ставится);
Ctrl – присесть;
F10 – выход из программы.
Рис. 3.1. Активные клавиши клавиатуры
Рис. 3.2. Функции манипулятора
Левая клавиша мыши (1) - при нажатии и удерживании обрабатывается (поворачивается, переключается) тот или иной объект.
Средняя клавиша (2) - при первом нажатии (прокрутка не используется) берется объект, при последующем – ставится (прикрепляется).
Правая клавиша (3) - появляется курсор–указатель (при повторном - исчезает).
Примечание: При появившемся курсоре невозможно перевести взгляд вверх и стороны.
В лаборатории у стены находится для проведения испытания. Стенд состоит вертикальной и горизонтальной панелей.
Рис. 3.3. Стенд лабораторный
Вертикальная панель содержит элементы схемы и разделена на 2 зоны. Линиями красного цвета изображены провода, соединяющие схему.
На схеме присутствуют элементы управления – регулируемые сопротивления на 150 Ом. Изменение сопротивления происходит за один оборот (3600) - от 0 до 150 Ом.
Рис. 3.4. Одно из регулируемых сопротивлений
Элемент управления на Панели №2 – набор конденсаторов с кнопками справа. Кнопка за одно нажатие «вжимается» внутрь и находится в таком состоянии до выключения. Общая емкость составляет сумму всех включенных кнопок. Красная кнопка – ключ: замыкает и размыкает схему. Если кнопка вдавлена внутрь - схема замкнута.
Рис. 3.5. Панель №2
На горизонтальной панели находится источник питания (от 0 до 220 В) переменного тока. Регулировка напряжения осуществляется при помощи поворотного регулятора (ЛАТРа) снизу источника. Для включения источника питания в работу необходимо:
1. Включить сеть стенда (кнопка ВКЛ слева – загорится лампочка СЕТЬ, выключение - кнопкой ВЫКЛ).
2. Включить кнопку под лампочкой (два положения: вдавлена внутрь – включено, загорается лампочка; не вдавлена – выключено).
Рис. 3.6. Горизонтальная панель
1. На стенде собрана цепь по схеме рис.4.1.
Рис. 4.1. Схема проведения опыта
2. Включите стенд в сеть. Включите источник питания.
3. Установите ЛАТРом напряжение В.
4. Изменяя ёмкость батареи конденсаторов нажатием кнопок на панели №2, добейтесь резонанса в цепи.
5. Снимите показания приборов и занесите в таблицу.4.1.
Таблица 4.1
ИЗМЕРЕНО |
|
|||||||||||||||||
мкФ |
B |
A |
B |
B |
B |
Вт |
|
|||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|||||||||||
ВЫЧИСЛЕНО |
||||||||||||||||||
Ом |
Ом |
Ом |
Гн |
B |
B |
|
|
Ом |
Ом |
вар |
ВА |
|||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||||||
6. Отступая от резонансной ёмкости с шагом
мкФ
в сторону увеличения или уменьшения ёмкости, сделайте 5 измерений. Результаты
измерений внесите в таблицу 4.1.
7. Вычислите величины, указанные в таблице 4.1.
8. Сравните параметры (,
),
полученные по результатам вычислений, с паспортными данными катушки.
Относительная погрешность измерений:
9. Постройте векторные диаграммы для резонанса (), и для случаев
и
.
10. Постройте треугольники сопротивлений и мощностей для этих же случаев.
11. Постройте в одной системе координат и проанализируйте графики зависимостей UL(C), UC(C), I(C), cosφ(C).
Отчет должен содержать:
1. ФИО исполнителя, группа.
2. Оборудование, схема.
3. Ход действий.
4. Выполненные задания из раздела IV.
5. Выводы.
1. Начертить векторную диаграмму для произвольной цепи,
содержащей последовательное соединение элементов ,
,
.
2. Что изменится в векторной диаграмме, если исключить из схемы какой–либо элемент?
3. Как зависят индуктивное, емкостное и активное сопротивление от частоты тока?
4. Как определяется активная, реактивная и полная мощности цепи и катушки?
5. Назвать условия возникновения и признаки резонанса напряжения.
6. Каким способом можно добиться резонанса в цепи?
7. Объясните ход кривых, полученных в лабораторной работе.
1. Борисов Ю.М., Липатов Д.Н., Зорин Ю.Н. Электротехника / Ю.М. Борисов, Д.Н. Липатов, Ю.Н. Зорин. – М.:Высшая школа, 1985.
2. Лабораторные работы по общей электротехнике / под ред. В.Г. Герасимова. – М.:Высшая школа, 1977.
3. Сборник задач по электротехнике и основам электроники / под ред. В.Г. Герасимова. – М.:Высшая школа, 1987.
4. Электротехника / под ред. В.Г. Герасимова. – М.:Высшая школа, 1985.
Лабораторная работа «Последовательное соединение ,
,
элементов. Резонанс напряжений» по
дисциплине «Электротехника» для студентов неэлектротехнических специальностей
Методическое обеспечение: Ревякин С.В.
Редактор: Яковлев О.В.
3D-графика: Елесин А.С.
Script-программирование: Каздыкпаева А.Ж.